Зимний марафон

«Зимний МАРАФОН» - мероприятие по парапланерному спорту в дисциплине «полет на точность».

  Пока не начался новый спортивный сезон, есть время оценить достигнутое, осмотреться и… замахнуться на что то, что никто и никогда до тебя не делал. Государственное учреждение дополнительного образования детей и молодёжи «Центр авиационно-технических видов спорта и творчества г. Гомеля» (или более привычно - Гомельский аэроклуб), а так же общественное объединение «Белорусская парапланерная федерация», выступили с инициативой проведения мероприятия по парапланерному спорту в дисциплине «полет на точность». Суть его заключается в том, что один пилот выполняет в течении одного летного дня максимально возможное количество взлетов и посадок, при этом при приземлении пилот должен выполнять упражнение по точности приземления.  

Это амбициозный проект. Подобные мероприятия в парапланерном спорте до настоящего времени в мире не проводились. Но чем сложнее задача – тем она интереснее.

Какие цели ставили перед собой организаторы?

  Развитие и популяризация парапланерного спорта в Республике Беларусь. Привлечение внимания пилотов к спортивной дисциплине «полет на точность» с целью формирования стимулов для повышения их мастерства. Определение возможностей человека при организации полетов на параплане. Регистрация рекорда по осуществлению максимального количества стартов в течении одного летного дня. Регистрация рекорда по среднему отклонению от центра мишени при выполнении одним пилотом в течении одного летного дня максимального количества попыток. Регистрация рекорда по среднему времени на выполнение одной попытки при выполнении упражнения по точности приземления одним пилотом в течении одного летного дня при максимальном количестве попыток. Обмен опытом и укрепление дружбы и сотрудничества между пилотами Республики Беларусь и других стран. Формирование конкурентной среды для выполнения другими пилотами попыток превзойти зарегистрированные достижения. Пропаганда здорового образа жизни!

Сроки и место проведения.

   Почему мероприятие было решено назвать «Зимний марафон»? Организация и выполнение полетов на параплане зимой и летом имеют значительные отличия как по погодным условиям, так и по продолжительности светового дня. Это в свою очередь влияет с одной стороны на требования к экипировке спортсменов, а с другой на время в течении которого возможно выполнение соревновательных попыток. Поэтому было принято решение о проведении именно «Зимнего марафона» зимой, так, что бы иметь возможность летом, в иных условиях выполнить упражнение в «Летнем марафоне». Как и другие мероприятия, в которых организатором выступает Гомельский аэроклуб, «Зимний марафон» было решено провести на аэродроме «Зябровка» в Гомельском районе. Ожидание возможности проведения мероприятия растянулось почти на месяц. Очень много факторов оказывали влияние на принятие решения. Это и нестабильная погода в декабре с морозами, снегопадами и сильными ветрами, это и состояние здоровья участника в связи с сезонной эпидемией, и состояние буксировочной системы «малинка», а так же состояние покрытия взлетной полосы. Но в конце концов было решено проводить мероприятие 22.01.2017г.

Участник мероприятия

  Согласно разработанному Положению, к участию в мероприятии, на основании заявления, допускается пилот имеющий лучший рейтинг в Республике Беларусь по данной дисциплине, определяемый FAI на момент подачи заявления. В 2016 году в парапланерном спорте в дисциплине «полет на точность» лучший рейтинг имел Вихор Евгений Алексеевич, набравший 236,7 очков и занимающий на 01.12.2016г. 34-ю строчку в мировом рейтинге по данной дисциплине. Ему и было предоставлено право участия в «Зимнем марафоне».

Программа мероприятия

  22.01.2017г. 800 – 840 подготовка площадки приземления; 845 - 1600 полеты на точность приземления; 1600 – 1800 подведение итогов мероприятия.

Условия проведения мероприятия

  Мероприятие проводилось в соответствии с утвержденным Положением, а так же требованиями раздела 7С спортивного кодекса FAI. Взлет осуществлялся при помощи буксировочного комплекса «малинка» с использованием возвратного ролика. Надо сказать что в ходе спортивного мероприятия был зафиксирован просто потрясающий результат по среднему времени одного буксировочного цикла. Работая одной лебедкой, среднее время буксировочного цикла составило 4,66 минуты. Что еще раз подтвердило высокий уровень подготовки буксировочной команды Гомельского аэроклуба.

Условия проведения мероприятия

Мероприятие проводилось в соответствии с утвержденным Положением, а так же требованиями раздела 7С спортивного кодекса FAI. Взлет осуществлялся при помощи буксировочного комплекса «малинка» с использованием возвратного ролика. Надо сказать что в ходе спортивного мероприятия был зафиксирован просто потрясающий результат по среднему времени одного буксировочного цикла. Работая одной лебедкой, среднее время буксировочного цикла составило 4,66 минуты. Что еще раз подтвердило высокий уровень подготовки буксировочной команды Гомельского аэроклуба.

Определение результата

  Как и в других авиационных видах спорта, результат участника зависит от многих факторов: погода, мастерство пилота, его физическая и психологическая подготовка. Напомню немного читателям про основные особенности упражнения «полет на точность» в парапланерном спорте. Старт пилот производит по команде руководителя полетов. Отцепка буксировочного троса производится пилотом самостоятельно по достижению необходимой высоты. Минимальная высота буксировки должна быть не менее 70 метров, она должна обеспечить возможность подлета к мишени и выход на прямой участок глиссады приземления на высоте не менее 20м. Максимальная высота буксировки определяется пилотом. Посадка должна быть сделана на ноги. Результат определяют судьи на кругу, которые измеряют расстояние между первой точкой контакта пилота с землей и центром круга радиусом 5 метров. Результаты измеряются в сантиметрах. В центре круга расположена электронная измерительная система «Поиск», которая фиксирует результаты от «0» (центр диаметром 2см) до 16 см. Если участник падает, касается земли коленом, рукой или частью подвески, он получает максимальное количество баллов в данной попытке (500). Если участник касается земли сразу обеими ногами, и первая точка контакта не может быть определена, то производится измерение самой дальней точки следа. Результатом считается сумма отклонений от центра мишени в сантиметрах, набранных участником во всех попытках и подтверждается оформленным протоколом. Согласно правил FAI, когда пять или более состоявшихся туров завершены, один худший результат не учитывается. Количество выполненных стартов определяется судьями и подтверждается записью барометрического самописца. Непосредственное судейство мероприятия осуществлялось судьями Гомельского аэроклуба. С удовольствием хочу отметить, что все поставленные задачи в ходе проведения мероприятия были выполнены. Общее время выполнения упражнения составило 3часа 53минуты. И хотя выполнение упражнения было прекращено в связи с ухудшением погодных условий (ветер поднялся до 7м/с с порывами до 12м/с), достигнутые результаты впечатляют: - количество выполненных стартов в упражнении – 50 - общая сумма отклонений от центра мишени – 1855 см - сумма отклонений 49 зачетных попыток – 1585см - среднее отклонение от центра мишени – 32,35 см - среднее время на выполнение одной попытки – 4,66 минуты. Самочувствие пилота после окончания «Зимнего марафона» - удовлетворительное. В настоящее время результаты зафиксированные судейской бригадой, переданы организаторами для регистрации в книге рекордов «ДИВО». Хочется отметить – что достигнутый результат стал возможен благодаря слаженной работе работников и спортсменов Гомельского аэроклуба, среди которых особенно хочется отметить буксировщиков Дашко Станислава, Дробышевского Владимира и Пархоменко Вячеслава. Техническая помощь по измерению результатов приземления была оказана Бобруйским аэроклубом – за что огромное им спасибо. Электроноль «Поиск» и в этот раз отработал без замечаний.

 Фото Сергея Манекина